Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2020 года № 182. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 мая 2020 года № 20580.
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669, опубликован 12 ноября 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнения:
в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, утвержденного указанным приказом:
пункт 2 дополнить подпунктами 15), 16) и 17) следующего содержания:
"15) индивидуальный учебный план – учебный план, составленный воспитателем и/или специалистами службы психолого-педагогического сопровождения на основе Типового учебного плана с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей;
16) индивидуальная учебная программа – учебная программа, составленная воспитателем и/или специалистами службы психолого-педагогического сопровождения на основе Типовой учебной программы с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей;
17) дети с особыми образовательными потребности – дети, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования.";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. В дошкольных организациях и предшкольных классах предусматривается воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в количестве не более трех человек на каждую группу. При наличии в группе детей с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется в соотношении три воспитанника на одного ребенка с особыми образовательными потребностями.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Содержание типовой учебной программы направлено на:
1) достижение цели и задач, представленных в виде ожидаемых результатов обучения;
2) формирование двигательных, коммуникативных, познавательных, творческих, социальных знаний, умений и навыков, навыков самообучения, в том числе у детей раннего возраста;
3) создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения;
4) создание равных стартовых возможностей для обучения воспитанников дошкольного возраста в организациях начального образования;
5) обеспечение принципов преемственности и непрерывности с учетом обучающих, развивающих и воспитательных задач между дошкольным воспитанием и обучением и начальным образованием;
6) подготовку к учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
7) формирование социально-личностных качеств, направленных на развитие креативности, коммуникабельности, критического мышления и умений взаимодействовать в команде."
8) формирование духовно-нравственных навыков, основанных на национальных традициях и общечеловеческих ценностях, в рамках реализации программы "Рухани жаңғыру".";
пункты 9, 10, 11, 12 и 13 изложить в следующей редакции:
"9. Образовательная область "Здоровье".
Целью образовательной области "Здоровье" является воспитание здорового, физически развитого ребенка, формирование у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью.
Образовательная область "Здоровье" включает оказание содействия родителям в приобретении навыков по уходу и развитию детей с раннего возраста; формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков, двигательного опыта через освоение основных движений; развитие физических качеств и потребности в двигательной активности; проведение различных национальных подвижных игр, игр соревновательного характера в командах; выполнение спортивных упражнений; знакомство с элементами спортивных игр; развитие творческих способностей и навыков взаимодействия в команде.
Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы, чрезвычайных ситуациях; обогащение двигательного опыта воспитанников через совершенствование основных движений с использованием творческих, познавательных и речевых способностей.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение предполагает формирование общедвигательных умений, навыков ходьбы и бега, координации движений, простейших навыков использования гигиенического и физкультурного оборудования, вызывание эмоционального отклика и желания участвовать в играх, выполнение действия по инструкции.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Здоровье" включает:
1) физическую культуру (адаптивная физическая культура для воспитанников с особыми образовательными потребностями);
2) основы безопасного поведения.
- Образовательная область "Коммуникация".
Целью образовательной области "Коммуникация" является формирование устной речи, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Образовательная область "Коммуникация" включает развитие устной и связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности через знакомство с культурой, обычаями и традициями народа Казахстана, выразительное чтение и пересказывание, воспитание звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, овладение нормами речи, обучение государственному и русскому языкам.
Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на развитие коммуникативных умений и навыков, развитие устной речи в различных видах детской деятельности, обогащение словарного запаса, интереса к детской литературе.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение включает формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации, создание речевой среды, пробуждение речевой активности, интереса к окружающему миру, способности участвовать в различных формах коммуникативной деятельности.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Коммуникация" включает:
1) развитие речи;
2) художественную литературу;
3) основы грамоты;
4) казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения);
подпункты 5) и 6) пункта 10 исключить;
- Образовательная область "Познание".
Целью образовательной области "Познание" является развитие личности дошкольника для овладения элементарными навыками познавательной деятельности, умение работать в команде для взаимодействия с окружающим миром.
Образовательная область "Познание" включает формирование навыков количественного счета, представлений о геометрических фигурах и формах, ориентировку в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного, бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы; развитие креативного мышления.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение направлено на формирование навыков полисенсорного восприятия и ориентировки в пространстве, дифференциацию поступающей сенсорной информации, накопление чувственного опыта, овладение предметными действиями и активизацию мыслительных процессов, формирование элементарных математических представлений.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Познание" включает:
1) сенсорику (в группах ясельного возраста - 1-3 года), основы математики (в группах дошкольного возраста – 3-6 лет);
2) конструирование;
3) естествознание.
- Образовательная область "Творчество".
Целью образовательной области "Творчество" является формирование творческой личности, развитие творческих способностей, эмоционально-чувственной сферы, воображения, мышления, художественного вкуса, воспитание патриотизма через приобщение к национальному изобразительному искусству.
Образовательная область "Творчество" включает рисование, лепку, аппликацию, формирование умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, умение работать в команде, эстетического отношения к окружающему миру; представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности воспитанников.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение включает формирование образов реального мира в процессе творческой деятельности, уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Творчество" включает:
1) рисование;
2) лепку;
3) аппликацию;
4) музыку.".
- Образовательная область "Социум".
Целью образовательной области "Социум" является позитивная социализация воспитанников раннего и дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование духовно-нравственных ценностей.
Образовательная область "Социум" включает в себя приобретение социальных навыков и навыков самообучения; усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей; умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми; воспитание самостоятельности; формирование уважительного отношения к окружающим людям, чувства принадлежности к своей семье, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; знание и уважение истории и культуры казахского народа, а также других народов, расширение представлений о родной земле; формирование интереса к различным видам труда и людям разных профессий.
Формирование у воспитанников раннего возраста социальных навыков и навыков самообучения в семье и дошкольных организациях направлены на охрану жизни и укрепление здоровья, развитие социально-бытовых и социально-коммуникативных умений и навыков: культурно-гигиенических умений и навыков, правил поведения, приобщение их к дисциплине и режиму дня, развитие когнитивных функций (умение видеть трудности, возникшие перед ним;заметить изменения настроения, эмоционального состояния); воспитание этических норм, являющихся основой построения межличностных отношений, создание в семье и дошкольных организациях атмосферы доброты, внимания, заботы и взаимопомощи, комфортную социализацию личности, накопление опыта эмоционально-нравственных отношений, обеспечение преемственности традиций в воспитании в различных видах детской деятельности, воспитание любви к родному краю, своей стране, интерес к ее истории.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение направлено на формирование навыков самообслуживания по удовлетворению органических нужд, поведения и отношения в социуме, включение в социальное и бытовое окружение, вооружение разнообразными социокультурными навыками.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Социум" включает:
1) самопознание;
2) ознакомление с окружающим миром.";
подпункт 3) пункта 13 исключить;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Объем учебной недельной нагрузки для детей с казахским языком обучения следующий:
1) группа раннего возраста (от 1-го года) - 7 часов с продолжительностью 7-10 минут;
2) младшая группа (от 2-х лет) - 9 часов с продолжительностью 10-15 минут;
3) средняя группа (от 3-х лет) - 11 часов с продолжительностью15-20 минут;
4) старшая группа (от 4-х лет) – 12 часов с продолжительностью 20-25 минут;
5) предшкольная группа, предшкольный класс (от 5-ти лет) – 17 часов с продолжительностью 25-30 минут.";
Объем учебной недельной нагрузки для детей с русским языком обучения следующий:
1) группа раннего возраста (от 1-го года) - 7 часов с продолжительностью 7-10 минут;
2) младшая группа (от 2-х лет) - 9 часов с продолжительностью 10-15 минут;
3) средняя группа (от 3-х лет) - 11,5 часов с продолжительностью 15-20 минут;
4) старшая группа (от 4-х лет) - 12,5 часов с продолжительностью 20-25 минут;
5) предшкольная группа, предшкольный класс (дети от 5-ти лет) – 18 часов с продолжительностью 25-30 минут.";
пункт 19 исключить;
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Перечень умений и навыков детей от рождения до приема в 1 класс приведены в приложении 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения.";
пункт 21 исключить;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. Возрастная периодизация и возрастные группы (возраст детей – полных лет на начало учебного года) следующие:
1) ясельный возраст – 0-3 года:
младенческий возраст – от рождения;
ранний возраст – от 1-го года (группа раннего возраста);
младший возраст – от 2-х лет (младшая группа);
2) дошкольный возраст – 3-6 лет:
средний возраст– от 3-х лет (средняя группа);
старший возраст – от 4-х лет (старшая группа);
предшкольный возраст - от 5-ти лет (предшкольная группа, предшкольный класс).
Срок освоения типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения – 5 лет.";
приложение 1 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения исключить;
приложение 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
в Государственном общеобязательном стандарте начального образования, утвержденного указанным приказом:
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Содержание предметов образовательной области "Язык и литература" предусматривает формирование представлений об единстве и разнообразии национальных культур Казахстана, о государственном языке как основе национального самоосознания, коммуникативного подхода, направленного на развитие навыков по четырем видам речевой деятельности. Содержание языковых предметов направлено на развитие у обучающихся интереса и позитивного отношения к изучению языков через игровую и познавательную деятельность, а также на формирование первоначальных коммуникативных навыков для обмена информацией, на развитие умения работать с текстом как речевым материалом, использовать фразы и выражения из текста в конкретных ситуациях.";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Содержание образовательной области "Математика и информатика" реализуется в учебных предметах: "Математика", "Цифровая грамотность".";
подпункт 4) пункта 42 изложить в следующей редакции:
"4) по цифровой грамотности;";
дополнить пунктом 10-1 следующего содержания:
"10-1. Задачи до букварного и букварного периода предметов "Әліппе"/"Ана тілі" реализуется учебником "Әліппе" в первом полугодии, послебукварный период учебником "Ана тілі" во втором полугодии для обучающихся с казахским языком обучения; "Букварь"/"Обучение грамоте" реализуется учебником "Букварь" в первом полугодии, послебукварный период учебником "Обучение грамоте" во втором полугодии для обучающихся с русским языком обучения.";
пункт 48 изложить в следующей редакции:
"48. При наличии в классе детей с особыми образовательными потребностями комплектование класса осуществляется из расчета уменьшения общего количества обучающихся на три на каждого такого ребенка.";
дополнить пунктом 53.1:
"53.1. При обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа с учетом особенностей обучающихся.";
в Государственном общеобязательном стандарте основного среднего образования, утвержденного указанным приказом:
дополнить пунктом 51.1:
"51.1. При обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа с учетом особенностей обучающихся."
пункты 56, 57 изложить в следующей редакции:
"56. Недельная учебная нагрузка включает все виды учебной работы, определенные типовым учебным планом (инвариантный и вариативный компоненты). В учебных планах специальных организаций образования предусмотрен обязательный коррекционный компонент с учетом вида нарушения развития. Инвариантный, коррекционный и вариативный компоненты в учебных планах специальных организаций образования устанавливаются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
По предметам по выбору вариативного компонента, выбранных из инвариантного компонента, выставляется "зачет"/ "незачет".
- Деление класса на две группы допустимо в городских организациях образования при наполнении класса в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся по:
1) казахскому языку и литературе – в классах с неказахским языком обучения;
2) русскому языку и литературе – в классах с нерусским языком обучения;
3) иностранному языку;
4) художественному труду;
5) информатике;
6) физической культуре.";
пункт 95 изложить в следующей редакции:
"95. При наличии в классе детей с особыми образовательными потребностями комплектование класса осуществляется из расчета уменьшения общего количества обучающихся на три на каждого такого ребенка.";
в Государственном общеобязательном стандарте общего среднего образования, утвержденного указанным приказом:
пункт 51 изложить в следующей редакции:
"51. Деление класса на две группы допустимо в городских организациях образования при наполнении класса в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся по:
1) казахскому языку и литературе – в классах с неказахским языком обучения;
2) русскому языку и литературе – в классах с нерусским языком обучения;
3) иностранному языку;
4) информатике;
5) физической культуре.";
дополнить пунктом 51.1:
"51.1. Деление класса на группы допускается в городских, сельских организациях образования, в малокомплектных школах независимо от количества обучающихся при проведении уроков по предметам инвариантного компонента кроме предметов, указанных в пункте 51."
дополнить пунктом 53.1:
"53.1. При обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа с учетом особенностей обучающихся.";
пункт 63 исключить.
пункт 64 изложить в следующей редакции:
"64. При наличии в классе детей с особыми образовательными потребностями комплектование класса осуществляется из расчета уменьшения общего количества обучающихся на три на каждого такого ребенка.";
в Государственном общеобязательном стандарте технического и профессионального образования, утвержденного указанным приказом:
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Рабочие учебные планы разрабатываются организацией образования по определенному профилю, специальности и квалификациям с указанием формы и срока обучения на основе типового учебного плана, при его отсутствии на основе моделей учебного плана ТиПО, учебного плана при модульной технологии обучения или модели учебного плана при кредитной технологии обучения, приведенных в приложениях 1, 2 и 3 к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования.